В каких случаях работодатель выплачивает работнику средний месячный заработок за третий, четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения?

В исключительных случаях, по решению органа службы занятости населения, работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.

Статьей 318 ТК РФ регулируется порядок выплаты выходного пособия работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В исключительных случаях, по решению органа службы занятости населения, работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.

ВНИМАНИЕ:

• в силу части второй статьи 307 ТК РФ случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат работникам, работающим у работодателя - физического лица (в том числе в случаях прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников индивидуального предпринимателя), должны быть предусмотрены трудовым договором. Соответственно принятие органом службы занятости населения решения о сохранении среднего месячного заработка работнику за третий месяц со дня увольнения возможно при соблюдении вышеуказанных требований;

• согласно требованиям пункта 4 статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно - территориальном образовании» за работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно - территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Каковы основания для снятия с регистрационного учета органами службы занятости населения безработных граждан?

В соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон) снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется центрами занятости населения в следующих случаях:

• признание безработного гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона;

• длительная (более одного месяца) неявка (за исключением граждан, осуществляющих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению центров занятости населения) в центр занятости населения без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного;

• переезд, переселение в другую местность;

• попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем;

• осуждение безработного гражданина к исправительным либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно;

• назначение пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона, либо назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочно, либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

• отказ от посредничества центра занятости;

• смерть безработного гражданина.

Возможно ли найти через центр занятости место производственной практики? Если да, то куда обращаться?

Центр занятости оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы. Вопросы организации производственной практики для студентов профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования не входят в компетенцию учреждения. Если вам необходима информация о вакантных рабочих местах, вы может обратиться в отделы занятости населения по районам города.

Каковы условия оплаты листка нетрудоспособности по беременности и родам безработным гражданам, зарегистрированным в центре занятости?

Согласно пункту 4 статьи 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в период отпуска по беременности и родам выплата пособия по безработице не производится. Указанный период не засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и продлевает его.

Имеет ли право орган службы занятости требовать от гражданина, признанного в установленном порядке безработным, возврата излишне выплаченного пособия по безработице?

Согласно требованиям статьи 40 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для каких категорий граждан, зарегистрированных в целях подходящей работы, и безработных граждан любая работа будет считаться подходящей?

Согласно требованиям пункта 3 статьи 4 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

• впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации;

• уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

• прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

• стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

• отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;

• состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев;

• обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы (службы), исчисляемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данное положение не распространяется на граждан, вышеуказанный средний заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае работа не может считаться подходящей, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Каким образом определяется транспортная доступность при подборе подходящей работы?

При определении подходящей работы используется критерий максимальной удаленности предлагаемой работы от места жительства гражданина.

Статья 4 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает, что смена постоянного места жительства возможна только с согласия гражданина. Новое место работы должно находиться в пределах транспортной доступности. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости населения с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется исходя из максимальной удаленности подходящей работы от места жительства гражданина. Рекомендуемое максимальное время для граждан, относящихся к категории инвалидов, не должно превышать 1,5 часов (если в рекомендациях индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида не содержатся иные требования по транспортной доступности рабочего места).

Подходящей также считается работа, если транспортная доступность рабочего места обеспечивается транспортным средством работодателя (доставка персонала к месту работы и обратно).

Каков порядок организации сопровождения при содействии занятости инвалидов?

Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов осуществляется в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», федеральным государственным стандартом по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2022 № 174н «Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов», Законом Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6604 «О содействии занятости населения в Красноярском крае», административным регламентом предоставления агентством труда и занятости населения Красноярского края и краевыми государственными учреждениями службы занятости населения государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, утвержденным приказом агентства труда и занятости населения Красноярского края от 19.11.2018 № 93-434.

Данная услуга предоставляется незанятым инвалидам, нуждающимся в оказании индивидуальной помощи в виде организации сопровождения при трудоустройстве, с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Под сопровождением понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Результатом предоставления услуги является выдача инвалиду заключения, содержащего информацию о лицах (организациях), определенных для сопровождения.

Имеет ли право гражданин, уволенный из организации и получающий страховую пенсию, на получение статуса безработного?

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пункт 2 статьи 32 указанного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Вышеуказанные граждане могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы и получать государственные услуги для категории граждан, не признанных безработными.

Каков порядок реализации права на повторное (через месяц) обращение в центр занятости зарегестрированного гражданина, которому уже было отказано в признании безработным?

Отказ в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, не является основанием для снятия его с регистрационного учета, поскольку не влечет за собой прекращения предоставления ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Зарегистрированному гражданину каждый следующий перечень предложений подходящей работы (вакансий) направляется с использованием Единой цифровой платформы не позднее одного рабочего дня после поступления на Единую цифровую платформу информации о дне и результатах проведения переговоров с работодателем по 2 выбранным вариантам подходящей работы или представления таким гражданином направления с отметкой работодателя о дне явки зарегистрированного гражданина и причине отказа в приеме на работу в случае отсутствия у работодателя регистрации на Единой цифровой платформе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.

Могут ли иностранные граждане и лица без гражданства обратиться в органы службы занятости населения Российской Федерации за оказанием государственных услуг по содействию в поиске подходящей работы?

Могут. Согласно пункту 2 статьи 6 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации».

Какие документы предъявляют граждане в качестве заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации и трудовую книжку?

Документом, заменяющим паспорт гражданина Российской Федерации, является временное удостоверение личности гражданина, которое выдается в установленном порядке территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на срок оформления паспорта гражданина Российской Федерации. Форма временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации утверждена Приказом МВД России от 16.11.2020 № 773 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России».

Каков порядок признания безработными?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании:

заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным;

документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2023 № 1026 «Об исчислении среднего заработка», о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.

Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В случае отсутствия в центре занятости населения документов и (или сведений), необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, центр занятости населения направляет зарегистрированному гражданину уведомление не позднее 3 календарных дней до даты явки о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений.

При явке в центр занятости населения зарегистрированный гражданин предъявляет паспорт или документ его заменяющий.

Какие документы необходимы при обращении в службу занятости населения?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» постановка на регистрационный учет осуществляется на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием Единой цифровой платформы, вместе с которым предоставляется информация о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы.

В заявлении гражданин, обратившийся в центр занятости населения, указывает, претендует ли он на признание его безработным.

Внимание: регистрация безработных граждан осуществляется по месту их жительства.

Минтруд России Государственный совет Республики Крым Госуслуги в Крыму Полномочное представительство Республики Крым при Президенте РФ Правительство Республики Крым Министерство труда и социальной защиты Крыма Полномочный представитель Президента Российской Федерации
в Южном федеральном округе Роструд